Закон и Сечин, как он есть


Пограничный вопрос: кому и зачем понадобилось перекраивать границы Свердловской области?

03.02.2015 (РЕСУРС, ОТКУДА ПУБЛИКАЦИЯ, ЗАБЛОКИРОВАН)

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев создал рабочую группу, которая должна подготовить предложения по изменению границ Свердловской области. Эта новость всколыхнула местную общественно-политическую жизнь. И причин для тревоги предостаточно.
Первое. Вопрос об изменении границ области публично никогда властями не ставился и не обсуждался, никаких разговоров на эту тему не было. И вдруг — сразу распоряжение губернатора, рабочая группа, подготовка предложений. Причем известно об этом стало только тогда, когда обнаружился сам документ за подписью Куйвашева. Если бы его не нашли, власти бы, наверное, и дальше ничего не говорили.
Второе. В рабочую группу вошли представители всех соседних регионов, но больше всех почему-то из Ханты-Мансийского округа. Сам губернатор Куйвашев — уроженец ХМАО, а рабочую группу возглавляет бывший вице-губернатор ХМАО Грипас, который теперь трудится вице-премьером свердловского правительства. Уральцев, ревностно относящихся к своей идентичности и не жалующих «варягов», это не могло не обеспокоить: судьбу области будут решать чужие люди, которых мы сами даже не выбирали.
Третье. В июне прошлого года тот же губернатор подписал закон, по которому для изменения границ Свердловской области не нужно проводить референдум. Теперь этот вопрос решается одним лишь голосованием Заксобрания, подконтрольного губернатору. Получается, что и здесь нас могут просто поставить перед фактом: границы меняем, никого не спрашиваем.
Четвертое. Тут же вспомнили новость от мая 2014 года: на границе Свердловской области и ХМАО нашли крупнейшее месторождение нефти. Оно находится совсем рядом со Свердловской областью, но разрабатывать его будут все-таки ханты-мансийцы. Разумеется, это породило «теорию заговора»: а что, если губернатор-чужак хочет отдать ХМАО ту часть области, на которой есть нефть?
Здесь надо пояснить, что мечта о своей свердловской нефти — это давняя и больная тема для руководства области. Свою нефть хотели найти и первый губернатор Россель, и его сменщик Мишарин — но у них ничего так и не получилось. Так что «нефтяная версия» изменения границ попала в нерв местной жизни. Особенно учитывая, что у области за последние годы накопились большие долги и сильно вырос дефицит бюджета: свое месторождение нам бы точно не помешало.
В общем, получилось так, что эта история затронула сразу несколько острых вопросов, принципиально важных не только для Свердловской области, но и для российских регионов вообще.
Потому что мы имеем никем не избранного губернатора, присланного из соседнего региона и непонятно чьи интересы отстаивающего.
Мы имеем ситуацию, когда важнейший вопрос о границах области (а он правда важный — не только с экономической, но и даже с психологической точки зрения) может решиться без согласия населения.
Мы имеем систему принятия непрозрачных решений, при которой никто ничего не объясняет, при которой региональные чиновники могут собраться и перекроить карту так, как захотят они или их вероятные бизнес-покровители. Даже если версия с месторождением не подтвердится, то нет никаких гарантий, что через год, через два кто-то и вправду не решит так же по-тихому «увести» часть региона — никакой правовой защиты от этого у нас нет.
И всё это — потенциальная бомба для региональной политики. В Свердловской области уже начались разговоры о протестном митинге за сохранение границ региона. И власти ведут себя таким образом, что подобных разговоров наверняка будет всё больше и больше.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Евгений Трофимов и его внезапное неприятие Америки

Галина Галкина, Евгений Трофимов • #НЕМЦОВ

Выход из положения – явно единственный